Туристско-информационный центр Казани собирает анкеты гидов. В них
вопросы даже о возрасте и вероисповедании, а главное - о том, какими
знаниями они обладают. Потому что если отдельно взятый турист не захочет
посещать традиционные экскурсии, а пожелает, к примеру, узнать что-то о
казанских колоколах, научиться готовить блюда национальной кухни или
провести день в деревне, то город должен ему это обеспечить, считают в
центре. Ведь в следующий раз этот гость приведет за собой других. А цель
туристических организаций в том и состоит, чтобы продавать наш город
как туристический продукт.
Самой большой победой специалисты по туризму считают то, что за Казанью удалось запатентовать название "третьей столицы": теперь во всех туристических каталогах она идет сразу за Москвой и Питером. Но что предлагает наш город своим гостям? Недавно в редакцию "ВК" позвонила туристка с круизного теплохода. Рассказала, что в Казань посетила она не в первый раз, Кремль видела и поэтому хотела бы посмотреть что-нибудь еще. Но экскурсовод в речном порту ей заявил, что смотреть больше, мол, нечего, да и не предусмотрено ничего программой. Гостье пришлось целый день просидеть на теплоходе.
"Если хотя бы в речном порту был стенд с адресами ваших музеев. Мне так хотелось побывать в музее Васильева", - посетовала она...
Понятно, туристические фирмы заинтересованы в том, чтобы гости побывали именно в Кремле - ведь это самый продаваемый продукт: ну кто, в первый раз попав в город, откажется осмотреть его главную достопримечательность! Только интересно ли туристам даже в первый раз в Казанский Кремль ? 50 лет кряду уже покойный ученый Булат Галеев предлагал ставить в стенах этой достопримечательности свето-музыкальный спектакль. Чтобы, дескать, туристы шли вдоль кремлевской стены, а голограммы и музыка оживляли перед ними сцены из древней жизни города! Только поддержки проект энтузиаста так и не нашел. "А зачем? - пожимали плечами в турфирмах. - Слава богу, туристы и так за все платят "пакетом" и безо всяких там спектаклей". "Работают" в Кремле они в основном "на вход и выход". В переводе с профессионального языка это означает: в одни ворота зашли, дружненько с экскурсией пробежали и в другие ворота вышли, прямо к автобусам. Впереди - обед и прочие радости "пакета", по расписанию. Возможно, после такого показа туристы больше и не захотят к нам приехать. Но это не беда, считают фирмы, ведь для них важно получить деньги здесь и сейчас.
- Переориентировать потоки трудно даже внутри самого Кремля, - сказала корреспонденту "ВК" начальник отдела музейных проектов и экскурсионной работы музея-заповедника "Казанский кремль" Римма Идрисова, - вот у нас есть несколько прекрасных музеев, среди них - Музей естественной истории: там можно встать на весы и узнать, сколько бы ты весил на Марсе, и можно "откопать" скелет доисторического ящера. Но повернуть туда группу туристов, по мнению представителей фирм, невыгодно, неудобно...
Однажды я примкнула к группе, совершающей "коммерчески оправданную", по мнению фирмы-организатора, экскурсию по Кремлю, но от "посмотрите направо, посмотрите налево" пришла в полное изнеможение. Просто экскурсовод - в наши дни профессия не самая серьезная, уговаривала я себя, даже если закончить курсы, заплатив от 6 до 14 тысяч рублей и получить лицензию, гарантии получить работу нет. Поэтому и требовать от них многого трудно. Да, они рассказывают скучно, но есть робкая надежда, что с появлением Гильдии экскурсоводов писатели и краеведы предложат центру интересные идеи. Ведь краеведы тоже создают свою ассоциацию.
"А куда бы ты сама повела гостей, если не в Кремль?" - задалась я вопросом после злополучной экскурсии.
Наверное, в какое-нибудь аутентичное место, в старый город, например, размечталась я. Но сразу опомнилась: старого города-то уже давно нет.
...Краеведы - это как раз те люди, которые готовы показать прелесть обыденных уголков города. Рассказать, к примеру, что здесь когда-то Лобачевский спас троих ребятишек от разъяренного быка, оседлав его. А вот здесь двести лет назад была гостиница, и когда немецкий надзиратель из университета приходил проверить, нет ли студентов в этом неприличном месте, то ему показывали на шкаф и говорили: "Здесь мы храним белье", а на самом деле это была дверь в потайную комнату, где студенты пировали.
Только туристические фирмы почему-то не торопятся привлекать ученых в свой бизнес. Некоторые фирмы пытаются создать у гостей ощущение аутентичности сами. Несколько дней назад в городе заработала программа "Забавы по-татарски". Она интерактивная - гость может на 20 минут "почувствовать себя татарином": надевает головной убор, танцует, печет лепешку, заучивает слова на татарском.
Музеи и турфирмы пока существуют порознь, избегая друг друга, как в море корабли. Хорошим примером ведения туристического бизнеса специалисты называют пока только Елабугу, где весь город продается как сувенир.
- И все-таки туристический бизнес в республике встает на ноги, - считает Оксана Артеменко, - ведь создание Гильдии экскурсоводов, интерактивных программ, реконструкция Болгар и Свияжска были первым этапом республиканской программы по развитию туризма. А на втором займутся районами республики. Здесь самый крупный проект - туристско-оздоровительный парк "Камские Поляны". Там на 100 тысячах гектаров, на территории пяти районов, планируют развернуть несколько направлений туризма: охотничий, лечебно-оздоровительный, приключенческий, молодежный и зоотуризм. И об аутентичности там не забудут: например, все остановки будут выполнены в национальном стиле...
Вечерняя Казань
www.tattravel.ru
фотографии Айрат Алпаров