Приветствуем вас!

Приветствуем вас на портале Tattravel.ru: "Татарстан - Путешествуем вместе".
Tattravel.ru
Администратор сайта

Мечеть «Аль-Марджани» явилась лучом света, пробившегося сквозь тьму, которая на протяжении двух веков царствовала в Казани, отняв у верующих мусульман их религию. Запрет на ислам, введенный русским царизмом после завоевания Казанского ханства, выразился в полном исчезновении местной исламской архитектуры. Потому как истинное чудо, как священный дар восприняли мусульмане разрешение императрицы Екатерины II на возведение мечетей. И до сих пор к этому старейшему культовому сооружению, символу возрождения татарского ислама в Среднем Поволжье и великолепному памятнику архитектуры казанцы относятся с особой гордостью и почтением.

Просвещенная императрица, посетившая Казань в 1767 году, благосклонно удовлетворила прошение гостеприимно встретивших ее татар на строительство мечети. Так был заложен первый камень в возрождение ислама в Поволжье, мечеть Эфенди (так первоначально называлась Марджани) стала этим камнем. Символом веротерпимости и воссоединения татарских мусульман засиял золотой полумесяц над белоснежным зданием, вознесшимся в самом центре Старотатарской слободы на берегу озера Кабан.

Сегодня мечеть носит имя религиозного деятеля и просветителя Шигабутдина Марджани, бывшего имам-хатибом мечети в 1850-1889 годах. Его вклад в развитие культурной и религиозной жизни татарского народа трудно переоценить.

Точно не известен автор проекта мечети, предположительно называют архитектора В.И. Кафтырева, так как в облике Марджани чувствуется рука талантливого петербургского мастера. Но, возможно, это и не главное, ведь мечеть создавалась не только силами архитекторов и строителей, она возводилась на эмоциональной волне радости многих людей – прихожан и имамов, покровителей и дарителей. Имя одного из жертвователей с почтением засвидетельствовано в другом названии мечети Марджани – «Юносовская».

В 1861-63 годах советник коммерции Ибрагим Губайдуллович Юнусов занялся усовершенствованием мечети: так вместо деревянной ограды появилась кирпичная, с северной стороны мечети вырос кирпичный пристрой с лестницей, здание удлинилось по фасаду на одну оконную ось, увеличился и михраб. Потом были другие дарители: купцы Зайнулла Усманов, Валиулла Гизетуллин, Мифтахутдин Валишин и другие. На их средства перестраивался минарет, улучшался внешний облик и функциональность здания.

Сегодняшняя мечеть Марджани отличается от той, что была возведена двести с лишним лет назад, тогда она меньше в размерах, стройнее в пропорциях. Но увеличение жителей слободы, а соответственно прихожан, влекли за собой расширение мечети, явившейся центром нравственности и образованности, источником вдохновения и веры. Построенная с личного разрешения Екатерины Великой, мечеть Марджани как будто получила высшее покровительство и даже в те годы, когда самодержавие в России пало, когда страну раздирали революционные и военные распри, когда в советское время религиозные сооружения по всей стране закрывались и разрушались, мечеть продолжала жить и нести духовный свет в сердца людей.

Внешнее и внутреннее оформление мечети основано на объединении народных декоративных мотивов и элементов барочного стиля. Причем, это объединение настолько органично, что создается впечатление, будто архитектор сумел проникнуть в самое сердце национальной мусульманской культуры, познать мудрость и красоту ислама.

Вслед за Марджани над Казанью вознеслись минареты других мечетей, но Марджани по-прежнему является одной из самых почитаемых мечетей республики, своеобразной визитной карточкой Татарстана.

Ирина Марыкова - мечети Казани



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Информация